Някрошюс Эймунтас

Някрошюс Эймунтас

Интересно наблюдать взаимопроникновение реального и призрачного; материи и духа; земли, почвы и неба. Перед судом, который всех ждет на небе, равно беспомощны и равно зависят все: и Гамлет, и все, кто его преследует. Люди (персонажи спектакля) – клубок враждующих, любящих, лживых и правдивых, красивых и уродливых человеческих тел. Все это крайне материально в спектакле и до предела наглядно, зримо, жестко обнажено. Но так же зримо представлено и нечто иррациональное – вмешательство в человечскую жизнь всего, что на словах объяснению не поддается. Отсюда – множественные разговоры о «метафоричности» спектакля. Я не мастер разгадывать сценические метафоры. Но тут ни разу у меня не возникло вопроса – почему Някрошюс и его актеры делают так, а не иначе, почему Гамлет ждет развязки «мышеловки», вовсе не лежа у ног Офелии, а сидя, как в клетке, в странном деревянном сооружении. И в том же сооружении будет убит Полоний. Долгая сцена разговора с матерью будет происходить при мертвом Полонии, руки которого сжимают шею Гертруды, – королева никак не может освободиться от этого жуткого жеста Полония. Возможно, это и «называется» метафорой и вызывает споры о метафорическом языке Някрошюса. Но мне кажется, что все это – сегодняшний психологический реализм, подведенный к возможному пределу, к остроте почти болезненной. А болезнь (если такова есть_ - это совсем не порок. Нужно только не быть прагматиком, дельцом (таких дельцов режиссеров повсюду много). Нужно только отдать себя, свои нервы, свою физику, свою жизнь, наконец – искусству. И тогда вы увидите, что получится, и в Москве, и в Вильнюсе, и повсюду. Получится то, что из себя представляет Эймунтас Някрошюс.

Летопись

Никулин Юрий Владимирович
Окуджава Булат Шалвович

© 2015. «Лаборатория Дмитрия Крымова». Все права защищены.
Создание сайта — ICO